Филадельфийский приход

Кто нищие духом?

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», — сказал Иисус Христос в начале нагорной проповеди, и все призадумались на две тысячи лет: кто такие? Можно ли развить в себе качество нищего духом, чтобы стать блаженным, то есть праведным, хранимым для Царства Небесного?

  Так повелось, что нищими духом стали считать юродивых, чудаковатых безумцев, умственно неполноценных, слабых умом людей. К ним, с такой же непродуманной лёгкостью, применялось и слово «блаженный». Если вы вдруг слышали в отношении кого-либо слово «блаженный» значит, речь шла о глупом, юродивом человеке. Предполагалось, что этот человек постоянно пребывает в состоянии высшей степени счастья, подобном состоянию человека, находящегося в Царстве Небесном. Но уподобиться таким нищим духом желания ни у кого не возникало: идиотом никто выглядеть не хотел. Намеренно развивать в себе качества такого человека было бы нелепо, кроме как в театральных, шутовских целях. То есть, учение Христа вошло в противоречие с его толкованием: с одной стороны, необходимо быть нищим духом, чтобы обрести Царство Небесное, чтобы быть блаженным; с другой – никто сам не мог, да и не хотел становиться таким нищим духом, быть бестолковым.

Необъяснимым остаётся и то, что понятие «нищие духом» вдруг стало аналогично понятию «нищие умом», будто бы душа, дух есть одно с умом человека или величина души, духа человека находится в прямой зависимости от его умственных способностей. Христос со всей очевидностью говорил о духе, о душе, о нищих духом. Если мы вспомним другие слова Христа, когда Он говорил о детях: «пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие», и то, что отличительной чертой детей является простодушие, то всё встанет на свои места: нищие духом – это простодушные, наивные, чистые сердцем, искренние, бескорыстные, доверчивые люди.

Именно потому, что юродивые непосредственны, бессознательны, иррациональны и всё время находятся в состоянии детства их и отнесли под определение Христа. Но одно дело подходить под определение и совсем другое быть таковыми по сути, тем более что качество «нищего духом» не единственное в достоинстве праведных людей.

  Теперь давайте ответим себе на вопрос: можно ли развить в себе простодушие, опять стать доверчивым и наивным, «уподобиться малым сим», как говорил Христос? Видимо можно, раз рекомендация «уподобиться» прозвучала из уст Христа. Думаю, что нужно изо всех сил пытаться сохранять эти качества детства в себе или если уже потеряны, то попытаться вернуть их. На самом деле не сложно быть бескорыстным с бескорыстными. Будем помнить, что нищенство души это дар Отца, и что рождаемые нищими духом блаженны, ибо для Царства Небесного рождаются.

 Бурыкин Андрей.

Назад

В чём он, смысл жизни?

Далее

История знака «Вечная жизнь».

12 комментариев

  1. Димитрий

    Рассуждать можно О КОМ-то долго…
    А ты ответь себе на вопросы:
    Хочу ли я стать блаженным?
    Хочу ли действительно им стать, не смотря на реакцию окружения?
    Важнее ли для меня казаться умным?
    Или я хочу стать действительно мудрым?

  2. Владимир

    Блаженный — это не качество, а вердикт — спасён.
    Добродушными рождаются: они и слезливы, и правдолюбивы, и миротворцы, и чистые сердцем, и милостивые, они соль земли.
    Стать им невозможно.
    А о «блаженны умные» ничего не слышал.

  3. Димитрий Абрамцев

    А про «блаженных мудрых» слышал?

  4. Владимир

    Тем более. Слышал о премудрости, которая была у Бога прежде всего.

  5. Виктор

    Нищий — это человек, который чего-то не имеет. Когда по милости Божией открывается нам наше состояние, мы понимаем, что дух наш не развит, а душа наоборот — гипертрофирована. Поэтому Иисус говорил своим ученикам о потере души и всего связанного с ней и о восстановлении духовных способностей человека.
    Если УЖЕ Господь открыл человеку состояние его духа, и этот человек благодаря Господу «стал нищим» (раньше он был «богат» душою в своем воображении), он приходит к Господу в кротости, просит и получает… Вот такое состояние, когда мы УЖЕ понимаем нашу несостоятельность и УЖЕ уповаем на милость Божию и в нищете УЖЕ начинаем Его просить (а все благое от Него) и называется «блаженные нищие духом». Другие — не получают…

  6. pritov

    Спасибо. Забавно: так просто и ясно о сложном.

  7. Владимир

    Просто не совсем точный перевод: надо бы — «блаженны простодушные», записано же — «блаженны нищие духом».

  8. kolyn

    Хороший пост! Подчерпнул для себя много нового и интересного! Пойду ссылку другу дам в аське

  9. .........

    Всё намного проще!!! Нищие духом это те которые отказались от материальных благ во имя Бога, своим духом своей волей Бога ради.

  10. Виктор

    Кем был Соломон, построивший Храм в Иерусалиме?
    Нищие духом- которые всегда ищут Духа, вне зависимости от материального благосостояния.

  11. ВАСИЛИЙ

    есть люди блаженные телом — счастливы от телесных удовольствий: еды, сна, секса как животные.
    есть люди блаженные душой — счастливы от душевных удовольствий: музыки, искусства, спорта и т. д.
    в основном люди плотские — это когда душа исполняет желания тела и души, как в Греции — «ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ»
    А нищие духом — это люди которые не могут жить без Бога , а Бог и есть ДУХ

  12. admin

    И все таки там «блаженны», а не «блаженные», а это несколько другой контекст. У вас получается, что нищие духом нуждаются в Духе, т. е. в Боге, чтобы стать богаче, как бы подпитываются. Это не так. На самом деле никто не может без Бога, ибо Он есть Жизнь и Бог живых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Работает на WordPress & Автор темы: Anders Norén