«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», — сказал Иисус Христос в начале нагорной проповеди, и все призадумались на две тысячи лет: кто такие? Можно ли развить в себе качество нищего духом, чтобы стать блаженным, то есть праведным, хранимым для Царства Небесного?
Так повелось, что нищими духом стали считать юродивых, чудаковатых безумцев, умственно неполноценных, слабых умом людей. К ним, с такой же непродуманной лёгкостью, применялось и слово «блаженный». Если вы вдруг слышали в отношении кого-либо слово «блаженный» значит, речь шла о глупом, юродивом человеке. Предполагалось, что этот человек постоянно пребывает в состоянии высшей степени счастья, подобном состоянию человека, находящегося в Царстве Небесном. Но уподобиться таким нищим духом желания ни у кого не возникало: идиотом никто выглядеть не хотел. Намеренно развивать в себе качества такого человека было бы нелепо, кроме как в театральных, шутовских целях. То есть, учение Христа вошло в противоречие с его толкованием: с одной стороны, необходимо быть нищим духом, чтобы обрести Царство Небесное, чтобы быть блаженным; с другой – никто сам не мог, да и не хотел становиться таким нищим духом, быть бестолковым.
Необъяснимым остаётся и то, что понятие «нищие духом» вдруг стало аналогично понятию «нищие умом», будто бы душа, дух есть одно с умом человека или величина души, духа человека находится в прямой зависимости от его умственных способностей. Христос со всей очевидностью говорил о духе, о душе, о нищих духом. Если мы вспомним другие слова Христа, когда Он говорил о детях: «пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие», и то, что отличительной чертой детей является простодушие, то всё встанет на свои места: нищие духом – это простодушные, наивные, чистые сердцем, искренние, бескорыстные, доверчивые люди.
Именно потому, что юродивые непосредственны, бессознательны, иррациональны и всё время находятся в состоянии детства их и отнесли под определение Христа. Но одно дело подходить под определение и совсем другое быть таковыми по сути, тем более что качество «нищего духом» не единственное в достоинстве праведных людей.
Теперь давайте ответим себе на вопрос: можно ли развить в себе простодушие, опять стать доверчивым и наивным, «уподобиться малым сим», как говорил Христос? Видимо можно, раз рекомендация «уподобиться» прозвучала из уст Христа. Думаю, что нужно изо всех сил пытаться сохранять эти качества детства в себе или если уже потеряны, то попытаться вернуть их. На самом деле не сложно быть бескорыстным с бескорыстными. Будем помнить, что нищенство души это дар Отца, и что рождаемые нищими духом блаженны, ибо для Царства Небесного рождаются.
Димитрий
Рассуждать можно О КОМ-то долго…
А ты ответь себе на вопросы:
Хочу ли я стать блаженным?
Хочу ли действительно им стать, не смотря на реакцию окружения?
Важнее ли для меня казаться умным?
Или я хочу стать действительно мудрым?
Владимир
Блаженный — это не качество, а вердикт — спасён.
Добродушными рождаются: они и слезливы, и правдолюбивы, и миротворцы, и чистые сердцем, и милостивые, они соль земли.
Стать им невозможно.
А о «блаженны умные» ничего не слышал.
Димитрий Абрамцев
А про «блаженных мудрых» слышал?
Владимир
Тем более. Слышал о премудрости, которая была у Бога прежде всего.
Виктор
Нищий — это человек, который чего-то не имеет. Когда по милости Божией открывается нам наше состояние, мы понимаем, что дух наш не развит, а душа наоборот — гипертрофирована. Поэтому Иисус говорил своим ученикам о потере души и всего связанного с ней и о восстановлении духовных способностей человека.
Если УЖЕ Господь открыл человеку состояние его духа, и этот человек благодаря Господу «стал нищим» (раньше он был «богат» душою в своем воображении), он приходит к Господу в кротости, просит и получает… Вот такое состояние, когда мы УЖЕ понимаем нашу несостоятельность и УЖЕ уповаем на милость Божию и в нищете УЖЕ начинаем Его просить (а все благое от Него) и называется «блаженные нищие духом». Другие — не получают…
pritov
Спасибо. Забавно: так просто и ясно о сложном.
Владимир
Просто не совсем точный перевод: надо бы — «блаженны простодушные», записано же — «блаженны нищие духом».
kolyn
Хороший пост! Подчерпнул для себя много нового и интересного! Пойду ссылку другу дам в аське
.........
Всё намного проще!!! Нищие духом это те которые отказались от материальных благ во имя Бога, своим духом своей волей Бога ради.
Виктор
Кем был Соломон, построивший Храм в Иерусалиме?
Нищие духом- которые всегда ищут Духа, вне зависимости от материального благосостояния.
ВАСИЛИЙ
есть люди блаженные телом — счастливы от телесных удовольствий: еды, сна, секса как животные.
есть люди блаженные душой — счастливы от душевных удовольствий: музыки, искусства, спорта и т. д.
в основном люди плотские — это когда душа исполняет желания тела и души, как в Греции — «ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ»
А нищие духом — это люди которые не могут жить без Бога , а Бог и есть ДУХ
admin
И все таки там «блаженны», а не «блаженные», а это несколько другой контекст. У вас получается, что нищие духом нуждаются в Духе, т. е. в Боге, чтобы стать богаче, как бы подпитываются. Это не так. На самом деле никто не может без Бога, ибо Он есть Жизнь и Бог живых.