Мне не нравится состояние матушки, когда она приходит из храма, как она говорит, со службы. Внешне всё благообразно: она выглядит довольной, просветлённой и возвышенной. Как же, поминальные заказала, за всех нас помолилась, на исповедь сходила, с подругами пообщалась, будто только что со встречи с ангелами вернулась. Но покаяния в ней не наблюдается, потому что она включает в себе «начальника», становится спесивой, высокомерной, склонной к «наездам» и разборкам. «Ты знаешь, что когда возвращаешься из храма к тебе цепляются «бесы», — спросил как-то, между прочим, я. «Знаю», — в значении «отстань», ответила она, но «воз и ныне там». Но и я бы не знал, если бы не видел в ней отчуждения и не помнил наставление Учителя об оном.
Любопытнейшим наблюдением поделился Иисус Христос после общения с фарисеями, попросившими увидеть от Него знамение. (Мтф.12.43) «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом».
«Злым родом» Он в этом случае назвал фарисеев, отношение к которым было ярко продемонстрировано в Его эмоциональной речи «Горе вам», описанной в 23 главе Евангелия от Матфея. Фарисеи очень старались жить праведно, «обособившимися», «отделёнными» от греха, скверны, порока и … простых людей, превознося себя выше них перед Богом. Такое положение в обществе они считали заслуженным, Божьим даром, и поэтому не стеснялись обогащаться, вычурно одеваться, предвозлежать при застольях, председать в синагогах, в собраниях же принимать в свой адрес приветствия: «учитель! учитель!».
Это были показательно набожные, довольно образованные и начитанные люди, выступающие за строжайшее соблюдение религиозных заповедей и потому резко осуждали инакомыслие. Каково же было им слышать от Христа сравнение их с гробами: (Мтф.23.27) «лицемеры, уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты, так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония».
Конфликт на лицо. Тогда же Иисус ответил им: (Мтф.12.39) «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». Нам не известно, было так или не было с тем «злым родом», возвращался в них нечистый дух в сопровождении семи злейших его или нет, но тот, что был в них во время пришествия Христа, был изощрённо опасен для окружающего их народа и поэтому Иисус сказал: (Мтф.23.13) «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете».
Нам же, ещё в начале Своего проповедования пришествия Царствия Божией воли на землю, в Нагорной проповеди, Сын Человеческий сказал: (Мтф.5.20) «Если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное». А хотелось бы, во всяком случае были бы не против, тем более, что альтернатива никуда не годится. Важно знать, в каких обстоятельствах, «когда нечистый дух выходит из человека», потому что с этого момента, судя из наставления Христа, человек становится доступным не только своей, но и другой, злейшей «собственной», нечисти.
Все мы не без изъян и «нечистый дух» в каждом из нас, в меньшей или большей степени, непременно присутствует, втихаря, тайком предопределяя скверные стороны нашего характера, образ мышления, манеры поведения и поступки. Как только человек находит в себе такие изъяны, как только он изобличает в себе «нечистый дух» и начинает прикладывать усилия для исправления, то есть встаёт на путь покаяния, так сразу наш «нечистый дух» оказывается уязвимым. Он либо, находясь под нашим контролем, прекращает своё разрушительное влияние, либо, нами изгнанный, о чём свидетельствует покой и ликование нашей души, особенно после исповеди, незаметно, крадучись возвращается обратно с духами изощрённо худшими, чем он сам
Что делать? Жить внимательно, оценивая собственные мысли, намерения и поступки. Анализировать состояние души: что или кто её радует, что или кто её удручает. Меньше высокомерия и агрессии, больше благорасположения и любви. Властвуйте над своим «нечистым духом». Помните слова из молитвы Христа: «и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». Это Он о Боге говорил, об Отце нашем небесном. Уповайте на Него, а учитесь только у Христа, чтобы не попасть нам под влияние «называющих себя апостолами», «отцов» и «батюшек», которые затворяют «Царство Небесное человекам», и сами в Него не входят, и хотящих войти не пускают.
«Если хотите уединиться, приходите в храм утром, к открытию, до службы, пока он ещё чистый. Потом и бесноватые бывают, и так, каждый очиститься хочет», — рекомендовала мне продавец церковной лавки местного храма в Анапе в 1998 году. Почему бы не приструнить свой «нечистый дух», как учил Иисус, в тайной молитве и общении с Богом, дома, а в храм заходить чистыми?
Закончу статью абзацем из «Проповеди в стихах», записанной мною по вдохновению в августе 2000 года.
«Похоже, по земле идёт, так «изгнанный», что в нас живет. Так «изгнанный», но тот же «бесноватый» среди людей и в толпах, и в палатах. Кого нам гнать, себя деля на части? Ведь он есть мы и также жаждет власти, и также слеп, и также малодушен: он рад уйти, но сохраняет души. Не гнать, а знать его причинно и обличать, лишив личины. Не гнать, молитвой теребя: нельзя себя лишать себя, подобно смерти вороватой. Кем станешь, не поняв, тогда ты, что изгонять себя — уродство, тем не изменишь первородства того, кто в нас. В нас грязь невежи. Мы наше семя ею режем и детям не доступны связи, что грязь, что в них, от нашей грязи. От нас, неистовством разящих, и были что, и настоящих … ».
Добавить комментарий