Надо заметить, что налогом дарование стало не сразу. Начало было положено ещё Авраамом. Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, то вышел ему на встречу Мелхиседек, царь Салимский, и вынес хлеб и вино. Он был священник Бога всевышнего. И благословил его, и сказал: благословен Авраам от Бога всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог всевышний, который предал врагов твоих в руки твои. Авраам дал ему десятую часть из всего, что добыл в сражении.
Вторым инициатором дарования десятой доли стал Иаков, внук Авраама, который положил обет, сказав: если Бог будет со мною, и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом: то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; из всего, что Ты Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.
Третье упоминание о десятине, причём уже как о законе, а не о добровольном даровании, мы встречаем в конце библейского «Левита»: всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу; это святыня Господня. И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу.
Каким же образом должно было происходить это посвящение? Читаем: к месту, какое изберёт Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите, и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего; и ешьте там пред Господом, Богом вашим, и веселитесь вы и семейства ваши о всем, что делалось руками вашими, чем благословил тебя Господь, Бог твой.
Этим местом, как правило, становились скинии собрания (соборы), в которых священниками из рода в род были сыновья Аарона, а служителями при скинии — все мужчины из колена Левия, главой которого тоже был Аарон. Однажды Господь сказал ему: «Я поручаю тебе наблюдать за возношениями Мне: от всего, посвящаемого сынами Израилевыми, Я дал тебе и сынам твоим, ради священства вашего, уставом вечным. Все возносимые святыни, которые возносят сыны Израилевы Господу, отдаю тебе и сынам твоим и дочерям твоим с тобою, уставом вечным; это завет соли вечный пред Господом, данный для тебя и потомства твоего с тобою. В земле их не будешь иметь удела и части не будет тебе между ним: Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых. И сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания; это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела; так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела.
Обращает на себя внимание тот факт, что ежегодно принесённые десятины в присутственное место предназначались, в том числе и для всеобщего съедания в собрании. Читаем: «Нельзя тебе есть в жилищах твоих десятины хлеба твоего, и вина твоего, и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, и всех обетов твоих, которые ты обещал, и добровольных приношений твоих, и возношения рук твоих; но ешь сие только пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, — ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, который в жилищах твоих, и веселись пред Господом, Богом твоим, о всем, что делалось руками твоими. Смотри, не оставляй левита во все дни, которые будешь жить на земле твоей».
Однако действовало правило, которое разрешало употребление десятины в домашних условиях. Вот оно: По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади в жилищах твоих; и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые находятся в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать.
Из Писания видно, что ежегодную десятину от всех прибытков должен был даровать весь народ Израилев, кроме священников и левитов, которые служили в скиниях собрания и не имели ни земли, ни доли в каком-либо деле, а значит, не имели, если выразиться современным языком, налогооблагаемой базы. Они и их семьи жили за счёт других. Любопытно, что десятина, в общем-то, использовалась для самого народа и, исключая культовое назначение, служила целям милосердия и заботы обо всех людях, находящихся в округе собрания.
С ростом благосостояния жителей округов, увеличения, как теперь говорят, внутреннего валового продукта, десятина позволяла не только создавать продовольственные запасы в местах собраний, но и выполнять священникам и левитам по решению собрания какие-то административные функции: содержать воинов для защиты жителей округа, строить общественные помещения, производить судебные разбирательства, что-то ещё. Так могла формироваться окружная, а вслед за ней и государственная власть от Бога.
Мы нынешние, конечно же, уже не сможем найти потомков Аарона, чтобы они стали священниками в наших соборах. И вряд ли кто, кроме самозванцев, вспомнит, что его прадед был из тех библейских левитов, чтобы ему служить при скинии собрания верующий Владыке неба и земли. Но мы можем, мы вполне можем вернуться к Божескому налогу – десятине, когда на земле наступит Царствие и воля нашего Отца небесного и к руководству обществом священниками, и к назначению новых «левитов». Время близко.
Аркадий
А тема-то, как зерно горчичное: в обсуждении большой толк может иметь для будущего народа земли.
Качок
Зер гуд, ставлю 5 балов.
Nursat
А представьте, если бы Ваш блог был бы повыше в рейтинге Яндекса, очень много бы людей прочли этот пост.
инок
Думаю, эту тему можно развивать до бесконечности Хорошо пишете. Учились где-то или просто с опытом пришло?